Таурэнильдо
16.04.2015 в 22:59
Пишет Марленикен:

Языческие боги и демоны аварцев-андалальцев (отрывки)


Несмотря на многовековое влияние идеологии и культуры монотеистических религий, до сих пор в быту и культуре аварцев-андалальцев сохранилось множество мифологических персонажей языческого пантеона.

Наиболее древними у аварцев и других народов Дагестана, как и у ряда народов мира, были боги, олицетворявшие небесные светила - солнце и луну. В основе олицетворения небесных тел и атмосферных явлений лежит культ природы, т. е. восприятие природы как живого организма, который не только живет самостоятельной жизнью (аниматизм), но также одушевлен и наполнен различными духами (анимизм).

У андалальцев солнце и луна находятся в оппозиции по признаку пола: солнце - девушка, луна - парень. Красивую девушку сравнивают с солнцем, парня - с луной: "Солнцеподобная девушка, луноподобный парень".
В сел. Чох были свои степени сравнения красивых девушек: "Солнцеподобная. Солнце-луноподобная. Полнолуная". В сел. Шулани безгрешного парня называли луна. В этом же населенном пункте имелась примета: если беременной приснится новая луна, родится мальчик, а если солнце - девочка.

Этиологические мифы, объясняющие наличие пятен на лике луны, немногочисленны. Солнце и луна подрались. Солнце кинуло в луну кусок глины, отсюда и пятна (сел. Ругуджа). Солнце бросило в луну глину в ходе спора о том, кто из них красивее? (сел. Шулани). В сел. Кудали был иной вариант, объясняющий происхождение пятен на луне. Луна будто бы сказала солнцу: "Столько людей хочет посмотреть на тебя, но ты не позволяешь сделать это, ослепляя их, бесстыжая". В ответ рассерженное солнце кинуло в луну глину, из-за чего и образовались пятна.

про Богов и демонов

про Голодный дух

Авт.: Сафербеков Р.И.

URL записи