14:35 

Мифология аварцев

Таурэнильдо
16.04.2015 в 22:59
Пишет Марленикен:

Языческие боги и демоны аварцев-андалальцев (отрывки)


Несмотря на многовековое влияние идеологии и культуры монотеистических религий, до сих пор в быту и культуре аварцев-андалальцев сохранилось множество мифологических персонажей языческого пантеона.

Наиболее древними у аварцев и других народов Дагестана, как и у ряда народов мира, были боги, олицетворявшие небесные светила - солнце и луну. В основе олицетворения небесных тел и атмосферных явлений лежит культ природы, т. е. восприятие природы как живого организма, который не только живет самостоятельной жизнью (аниматизм), но также одушевлен и наполнен различными духами (анимизм).

У андалальцев солнце и луна находятся в оппозиции по признаку пола: солнце - девушка, луна - парень. Красивую девушку сравнивают с солнцем, парня - с луной: "Солнцеподобная девушка, луноподобный парень".
В сел. Чох были свои степени сравнения красивых девушек: "Солнцеподобная. Солнце-луноподобная. Полнолуная". В сел. Шулани безгрешного парня называли луна. В этом же населенном пункте имелась примета: если беременной приснится новая луна, родится мальчик, а если солнце - девочка.

Этиологические мифы, объясняющие наличие пятен на лике луны, немногочисленны. Солнце и луна подрались. Солнце кинуло в луну кусок глины, отсюда и пятна (сел. Ругуджа). Солнце бросило в луну глину в ходе спора о том, кто из них красивее? (сел. Шулани). В сел. Кудали был иной вариант, объясняющий происхождение пятен на луне. Луна будто бы сказала солнцу: "Столько людей хочет посмотреть на тебя, но ты не позволяешь сделать это, ослепляя их, бесстыжая". В ответ рассерженное солнце кинуло в луну глину, из-за чего и образовались пятна.


(...)

Персонифицировали в образах Матери ветров (повсеместно) и Дочерей ветра (селения Бацада, Шулани) андалальцы и ветер. В Мегебе Мать ветров известна как Хадижа. Аварцы-гидатлинцы называли ее Ингуле, лакцы - Чассажи. Повсеместно при сильном ветре использовали формулы запугивания непослушных детей: "Мать ветров придет, чтобы тебя забрать!" (Чох), "Дочери ветра придут!" (Шулани).

(...)

Интересно отметить, что наряду с демоном-антагонистом рожениц у андалальцев существовали и демоны-антагонисты детей. В сел. Шулани это было мифическое существо ГІамалакІар без рук и ног, с кожаным мешком, наполненным шерстью. Оно приходило в семьи, где были маленькие девочки, и требовало клубок ниток или дочку как подаяние (Исрапилова 2002: 117). В сел. Чох в роли "злого духа", забирающего детей, выступала саблегрудая женщина Дангъалай (Халидова 1995: 64). Примечательно, что в сел. Бацада имелся патрон детей - Тамихьо. Если детей одевали в одежду большего размера, он переставал их опекать.


К демонологическим персонажам андалальцев относится "Голодный дух". По мнению М. Р. Халидовой, возникновению этого образа способствовала, вероятно, вера в загробную жизнь душ умерших, которые в виде приведений могут бродить по земле, а также культ предков. В представлении народа, "Голодный дух" - это неуспокоенная душа умершего человека, по которому недостаточно или вообще не давали во время поминок милостыню. В сел. Кудали данный дух представлялся высоким, худым, в белом одеянии, лица его не видно, он идет со стороны кладбища. Его могут будто бы видеть только грешники. От встречи с "Голодным духом" ночью человек от страха сильно заболевал. Встретивший духа должен был вечером с четверга на пятницу прочесть молитву "Къулгьу" и немедленно раздать садакъа (халву, хлеб, хинкал, сладости) (сел. Кудали). В Шулани "Голодный дух" также ассоциировался с давно умершим человеком, по которому недостаточно раздали садакъа. Дух может навредить человеку. Говорят, был случай, когда "Голодный дух" преследовал женщину, которая столкнулась с ним ночью на улице. Она едва успела забежать в дом и запереть за собой дверь. На дверях остались следы от ногтей духа.

Рассказывают, будто в Бацаде один человек, проснувшись в полночь, слышал стоны "Голодного духа". По мнению жителей этого селения, когда человек умирает, он завещает ("васият") зарезать ему на поминки для раздачи садакъа определенное животное. Если его завещание не выполнили, душа покойного не насыщается и из нее получается "Голодный дух". Чтобы она насытилась, следует раздать садакъа. Кроме того, на поминках после каждого приема пищи необходимо говорить: "Пусть насытятся души голодных (умерших)!").

Авт.: Сафербеков Р.И.

URL записи

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Чайный дом

главная